Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
Записи с темой: "помощь" (список заголовков)
01:39 

Помощь начинающему фикрайтеру

Ночная Цикада
Жизнь - огромный кусок дерьма, с какой стороны не посмотри.
Итак, сейчас детально опишу десять советов для начинающих авторов, недавно зарегистрированных на Книге фанфиков. Надеюсь моя "статья", если можно ещё так назвать, поможет вам. Желаю удачи и приятного чтения!



Итак первое, это размер вашего фанфика.
Если вы только-только начинаете, не обязательно сразу пытаться написать целый роман (хотя, если вы уверены в себе, почему бы и не попробовать?). Лучше начните с хорошего драббла или мини. Кстати, запомните размеры произведений, так как я довольно часто вижу, что на других сайтах (дневники, беоны и т.д.) авторы неверно указывают размер. Большинству кажется, что мини, это максимум 5 страниц, а дальше уже начинается «средний» или «миди». Если при публикации на подобных сайтах вы не уверены, правильно ли вы назвали размер, то загляните в «Википедию», либо просто укажите количество страниц, чтобы читатель мог адекватно оценить размер вашей работы.



Итак, второе же, это сюжет.

Здесь вопрос немного спорный: конечно, лучше придумывать что-то свое, совершенно неповторимое и ни на что не похожее. Но, с другой стороны, если у вас в голове появился сюжет, а он похож на чей-то чужой, расстраиваться и выкидывать эту идею сразу не нужно – посидите немного, подумайте, как можно изменить и разнообразить сюжетную линию. В конце концов, у вас ведь может получиться лучше, чем у других!

А если вас это не убедило, то давайте взглянем на привычные детские сказки про принцев и принцесс. Общий сюжет у них всех одинаков: есть девушка, у которой довольно сложная судьба, есть принц, который в начале повествования ничего о ней не знает, но по стечению некоторых обстоятельств они знакомятся, влюбляются, а в финале их ждет свадьба и счастливая жизнь. Однако нам все равно интересно почитать и про Золушку, и про Принцессу Лебедь, и про Белоснежку. Потому что истории совершенно разные. Так и у вас может получиться сделать из привычного сюжета что-то необычайное и неповторимое, обязательно. Надо только немножко постараться.


Третье, это фэндомные или оригинальные персонажи.

Выбрав фэндомного персонажа (принадлежащего к аниме, книге, мультфильму и т.д.) ознакомьтесь с его характером и привычками, дабы избежать ООС в своих работах. Боже упаси вас писать фанфики по неизвестным вам фэндомам: такие работы обычно выходят очень плачевными, поскольку авторы вообще не представляют себе, о ком пишут.

Интересное замечание: ООС вполне может быть в фанфиках, это довольно часто встречается в юморе и стебе, где автор нарочито переиначивает персонажей. Однако так же вы можете использовать ООС и в обычных жанрах, но тогда хорошенько продумайте сюжетную линию: должна быть какая-то причина смены привычного поведения героя (психологическая или физическая травма, глубокие духовные переживания, предательство – если хорошо обосновать, можно хоть из-за смерти таракана сделать из жизнерадостного мальчика замкнутого и нелюдимого), либо намеки на нее.

С оригинальными персонажами все немного проще, так как вас никто не обвинит в несоответствии, однако и там надо быть осторожным – во-первых, если вы выбрали конкретную линию поведения одного из своих героев, старайтесь особо ее не менять (исключения составляют случаи, описанные в прошлом абзаце). Так же в ориджиналах старайтесь как можно лучше описывать внешность и характер своих персонажей: если в фэндомном читатель всегда представляет себе героя, то в оригинальном произведении его создаете только вы. Чем полнее будет описан вами образ, тем меньше вероятность того, что читатель разочаруется («Я думал, он поступит так, а он поступил вот так»).

И еще один маленький совет, он относится к обоим типам фанфиков, но к ориджиналам в большей степени: если того не требует сюжет, старайтесь не вводить слишком большого количества персонажей – такие работы могут быстро стать слишком трудными для восприятия, у читателя может возникнуть путаница в именах и фамилиях. Если вам все же пришлось ввести несколько персонажей, постарайтесь хорошенько описать их, чтобы читателю было легче запомнить, кто есть кто. Ну, и, конечно, не стоит устраивать Санту-Барбару со всякими родственными связями. Очень тяжело запоминать, кто кому брат-кузен-сват-троюродный дядя.

Четвёртое, пусть и не самое главное, но всё же. Выбор имени персонажа.

По ассоциации с последней темой в голову пришла еще и эта. Вы пишете ориджинал и вам необходимо придумать имя своему персонаж? Во-первых, вы располагаете стандартными русскими (Вася, Петя, Коля), английскими (Джеймс, Джон, Эдди) и др. иностранными именами. Так же вы можете, в принципе, заимствовать имена каких-либо известных анимешных/книжных персонажей, но это не самый лучший шаг: у большинства читателей будет подсознательно проводиться параллель между вашим и этим персонажем (так что называть своего героя Эльза или Кристофф не особо рекомендуется.

Так же вы можете сами придумать имя. Если самим ничего не идет в голову, можете попробовать один простой способ: выбираем слово, переводим его на иностранный язык и слегка изменяем, чтобы больше походило на имя. (к примеру, берем слово «спать», переводим на немецкий и получаем «schlaf»[шлаф]. Из этого вполне можно сделать уменьшительное женское «Шлаффи», и имя для милой девочки-сони у нас готово. Дешево и сердито.) Однако, используя подобный метод, конечно, надо пробовать несколько слов, так как не все можно превратить в благозвучное имя (к примеру называть своего персонажа Дедом от англ. "dead” не стоит)

При выборе имени старайтесь как-то связать его с характером персонажа (будет не слишком хорошо, если мрачного злобного мужика вы будете все повествование называть Эдиком). Так же не стоит использовать слишком часто длинные имена (вроде Уицилопочтли), иначе у читателя может произойти взрыв мозга. Вы можете использовать это имя, но изредка, а для постоянного употребления лучше придумать какое-нибудь прозвище или сокращение.

Пятое, это орфография.

Самая большая проблема современных авторов: неграмотность. Поэтому очень советую вам найти себе бету, либо писать текст в редакторах, проверяющих орфографию (Microsoft Word). Помните, что впечатление от фанфика складывается не только от вашей авторской задумки, но и от того, как вы все это написали: у читателя сложится не слишком приятное мнение о работе, если там большое количество ошибок, даже если и сюжетная линия чертовски хороша. Орфографические ошибки (неверно написанные слова) замечаются куда больше, чем синтаксические (неверная постановка знаков препинания в предложении).

Так что не бойтесь уж слишком: если вы пропустите несколько запятых, тапками вас никто не закидает. Так же парочка опечаток не сильно подпортят облик вашей работы, но скорее всего некоторые читатели обратят на это внимание и укажут вам на ошибку(зрители наше все, куда же мы без них). В таких случаях поблагодарите заметившего ошибку и исправьте ее.

Еще одна проблема, которая не так давно появилась в фанфиках – многоточия. Многоточия (или троеточия, как хотите) - очень полезная вещь при написании работы: с помощью них в диалоге вы можете показать неуверенность персонажа, или, к примеру, всхлипывания, прерывающие речь (иногда лучше поставить троеточие, чем «хнык-хнык», согласитесь?); в обычном тексте с их помощью можно увеличить напряжение и таинственность, либо показать, что предложение не окончено. Однако не злоупотребляйте этим: довольно глупо выглядит, когда почти все предложения заканчиваются «…».

Так и подмывает спросить «у вас в фанфике герои вечно с придыханием говорят, думают и делают?». На мой взгляд, чаще всего большое количество многоточий появляется у тех авторов, которые пишут очень «сжато» («Она встала с кровати… Одев платье, пошла гулять…») и таким образом они пытаются компенсировать нехватку слов.
Поэтому, если вы замечаете, что в ваших текстах…появилось…слишком много…многоточий, самое время одернуть себя и попытаться оценить: где они действительно нужны, а где можно обойтись и без них.

Шестое, это разномастность.

Если вы один пишете работу (на фанфики, написанные несколькими авторами, это распространяется не так сильно), старайтесь придерживаться одного стиля написания. К примеру, в своей работе вы можете пользоваться глаголами настоящего (Она улыбается, а он краснеет) или прошедшего (она улыбнулась, а он покраснел) времени – оба варианта приятны для чтения. Однако не рекомендуется мешать это: если вы написали целый кусок в н.вр., а потом продолжили в пр.вр., глаз читателя наверняка зацепится и целостность работы нарушится. Если же вы все-таки решили комбинировать разные стили, то старайтесь избегать больших кусков одного типа.

Седьмое, это тавтология, или слишком много "Он".

Тоже довольно частая проблема авторов: тавтология, и даже чаще не в смысле «масло масляное», а слишком частое употребление имени персонажа и местоимений. Почему-то большинство уверено, что в рассказе о Джоне предложения можно начинать только с «Джон» и «Он», и это довольно сильно мозолит глаза («Джон встал с кровати. Он был недоволен собой. Через минуту Джон подошел к окну»).

Почему все должно ограничиваться этим? Во-первых, если у персонажа длинное имя, можно придумать сокращение, или даже несколько, чтобы разнообразить текст (Такариюки=Такари=Така, к примеру). Так же всегда можно придумать какие-нибудь прозвища. Неплохим замещением имени могут быть существительные «мальчик», «парень» и т.д., а так же обозначение принадлежности к какой-либо группе «русский», «футболист». Это сделает ваш текст куда интереснее простому читателю.

Восьмое, ничего иное как POV.

Немаловажным при написании фанфика остается вопрос: «от какого лица писать?». Фанфики по лицу, мне кажется, можно разделить на 3 группы:
POV или от 1го лица – довольно распространенный вид, повествование ведется от 1го лица («Я сделал, я подумал»). Если вы решили выбрать такой тип написания, то должны понимать, что в фанфиках такого типа нужно уделять внимание мыслям и психологическому состоянию героя, что не всегда легко. Так же необходимо учитывать проблему, поставленную в предыдущей теме (тавтология), и верно простраивать предложения, чтобы не все начинались с «Я».

Нравится не всем читателям, так как не все любят большое количество «я» и/или психологии в фанфиках.
От 3го лица – распространенная группа фанфиков, повествование ведется со стороны («он сделал, он подумал»), «рассказчик» не передает никаких своих эмоциональных отношений к героям или ситуациям, идет описание со стороны. Самый простой тип, однако «без эмоций» не значит, что описывается только действия и диалоги, так же может описываться состояния и мысли героев, но уже не от первого лица. Самый миролюбивый вариант, нравится почти всем читателям.

От автора – тоже довольно частый вид фанфиков, в которых также рассказывается от 3го лица, но показывается эмоциональная реакция автора на происходящее («Ну что за идиот!»). Не слишком сложный, на первый взгляд, вариант, но сделать его приятным для чтения довольно трудно: слишком большой соблазн перегрузить своими мыслями и отношением к героям. Некоторым читателям не нравится, так как мнение может не совпасть с мнением автора, либо может пропасть возможность самому создавать какое-то отношение к персонажам.

Девятое, это рейтинги.

Когда садитесь писать, здраво оцените, на какой рейтинг вы собрались ориентироваться. Ну не выдавливайте вы из себя NC-17 или NC-21, если не готовы детально описывать кто, кого, куда, чем и с каким звуком. Правда. Интересный фанфик можно сделать и на куда более низких рейтингах, и уж тем более можно попросту обойтись без описания постельных сцен. *это не значит, что я считаю фанфики высоких рейтингов плохими, даже наоборот, просто довольно большое количество современных авторов прописывают в своих произведениях секс и это у них, в большинстве своем, получается не очень хорошо. Я, к примеру, не слишком хорошо описываю постельные сцены и предпочитаю больше уделять сюжету, нежели им.*

Десятое, так это немного об AU.

AU – это когда сюжет происходит в каком-то либо сюрреалистическом мире, либо, если это фендомное произведение, то в каком-то ином мире (к примеру, AU можно считать, если персонаж, который в оригинале эльф и живет в сказочном лесу, оказывается в московской квартире XXI века).
Умелое использование этого приема добавляет интереса в работу и может послужить само по себе сюжетом (возьмем тот же пример с эльфом, и напишем «повседневность» на эту тему, но эльф будет маяться и путаться, так как совершенно не знает, что и как работает. Чем не сюжет?). Однако всегда здраво оценивайте, получится ли у вас правильно выстроить поведение персонажа в непривычной среде, и не будет ли он там выглядеть слишком уж «чужим».

И напоследок.


Старайтесь больше читать. И я говорю не только о фанфиках, что довольно важно (при этом читать стоит не только хорошие, но и плохие работы, чтобы самому не допускать подобных ошибок), но и о обычных книгах – оттуда можно почерпнуть интересные словесные обороты и характеры героев. Лишним уж это точно никогда не будет.

И лучше потратьте на написание своей работы день, а может лучше два, хорошенько все обдумайте и разберите, чем набросайте что-то за полчаса, второпях и неизвестно к чему. Особенно это касается тех авторов, что пишут многочастные фанфики. Так как вас просят написать продолжение, большинство тут же бросается писать что-то, лишь бы поскорее выложить, и в итоге либо получается странный сюжет, либо ООС, либо язык из сказочно-воздушного переходит в сухо-канцелярский.

Так что лучше «медленно, но красиво», чем «быстро и непонятно о чем».
Если вы не уверены в том, насколько хороша ваша работа и боитесь сразу выставлять на обозрение широкой публике, вы всегда можете дать для начала прочесть своим друзьям: зачастую они могут подсказать, как разнообразить сюжет и обратят внимание на ошибки. А раз друзья, то вроде как и не так сильно обидно, что что-то не получилось. Ну, а если у вас есть хорошая бета, то вообще без вопросов. :)



Ну, вроде бы, и все.
Дерзайте, творите, у вас все обязательно получится. Не теряйте веры в себя, помните: плохих авторов не бывает!:woopie:

@темы: "помощь"

01:43 

Правила оформления прямой речи и мыслей

Ночная Цикада
Жизнь - огромный кусок дерьма, с какой стороны не посмотри.
Введение
Многие из нас на этом ресурсе не только любят читать фанфики, но и сами их пишут. Притом далеко не все делают это грамотно. Конечно, для того, чтобы исправлять подобные недочёты, существуют беты и гаммы. И, контактируя с большинством из них как консультант, их личная бета, проверяющий или простой читатель, заметил, что практически никто не знает, как правильно оформляются прямая речь и мысли. Где ставятся точки, а где запятые? Когда писать с большой буквы, а когда с маленькой? Что пишется внутри кавычек, а что за их пределами? Столько вопросов… и почти ни одного правильного ответа со стороны. Конечно, для тех, кто заинтересован в качестве своей работы, не составит труда заглянуть в Википедию или на любой другой ресурс, где имеются необходимые сведения. На худой конец уж можно просто посмотреть любую художественную литературу и обратить внимание на то, как там оформлены диалоги. Если повезёт, там же встретится и оформление мыслей.

Но, к великому сожалению, в настоящее время люди очень ленивы и, как выражался мой тренер, ждут, когда им всё поднесут на блюдечке с голубой каёмочкой. Конечно, быть таким «доставщиком» согласится далеко не каждый, но, признаюсь честно, меня настолько достало каждый раз из той или иной переписки выкапывать одну и ту же информацию и пересылать её каждому второму автору, что решил написать статью, которая мирно будет лежать и ждать своего часа. А может, она пригодится мне не только для работы, но и кому-то, кто случайно на неё наткнётся. Что ж, это всё рассуждения, но пора приступить к делу: приоткрыть завесу тайны оформления диалогов и мыслей. Для наглядности в статье приведены примеры, ведь читать сухую теорию не особо интересно, да и запоминается всё не так хорошо.

Оформление диалогов. Часть 1
Наверное, в девяноста пяти процентах всех нынешних фанфиков (а то и больше) присутствуют разговоры между персонажами, но, как я упомянул ранее, правильное оформление встречается редко. Несмотря на то, что в школе несколько уроков уделяют этой теме, всё равно она сильно западает как у авторов, так и у большинства бет.

1. Тире и пробел.

Первое, на что я хотел бы обратить внимание, — это пробелы. Большинство их упорно игнорирует, либо не ставя во всём тексте, либо, что встречается намного чаще, тире пишут слитно с последующим текстом, особенно первое. Так какой же вариант является правильным? Ответ очень прост. После каждого тире ставится пробел. Также перед всеми, кроме первого, тоже должен иметься пробел. Но, скажу вам по секрету, пробелы ставятся после всех знаков, кроме дефисов (не путать с тире).

Пример:

— Я понимаю тебя, но всё же… — большая яркая бабочка опустилась ему на палец, заставив на секунду замолкнуть, — постарайся следовать принятым правилам.

Как вы можете видеть, пробелы стоят после каждого тире и перед всеми, кроме первого. Предложение специально брал посложнее, чтобы наглядно рассмотреть эту вредную «чёрточку» со всех сторон.

2. Знаки препинания и строчные или заглавные буквы.

Если с пробелом особых проблем не возникнет, то знаки препинания — полнейший парадокс. Больше всего возникает путаницы с точками и запятыми. Почти всегда автор ставит точку, что в большинстве случаев неправильно. Да, отрицать не буду, она ставится, но настолько редко... Но пойдём по порядку:

• Запятая и строчная буква.

Как нам говорили на уроках русского, предложение, содержащее прямую речь и слова автора, является сложным бессоюзным. А, вспоминая пунктуацию сложных предложений, можно сделать вывод, что между частями ставится запятая, а не точка. То есть, по идее, когда речь персонажа закончилась и должна стоять точка, но дальше имеются слова автора, ставится запятая. Исключением являются имена собственные.

Примеры:

— Светлые вьющиеся волосы, голубые глаза, в левом ухе белый крест, — перечислял признаки юноша, загибая пальцы и наматывая круги по комнате, бросал взгляд на коллег.

— Что бы ты ни делал, моё мнение не изменится, — Каролина хмыкнула, отвернувшись и гордо задрав нос.

Думаю, на примерах всё и так понятно, но всё же поясню: если убрать тире, которые показывают, что это прямая речь, мы получим обыкновенное сложное бессоюзное предложение. Второе же предложение специально приведено для того, чтобы было понятно, что запятая ставится, даже если идёт имя собственное — в данном случае имя героини.

• Точка и заглавная буква.

Как я уже сказал ранее, точка ставится очень редко. Точнее будет сказать: существует только один случай, в котором её можно употребить. Если слова автора никак не комментируют прямую речь, то ставится точка. То есть, опираясь на случай с запятой, можно сказать, что это не сложное бессоюзное предложение.

Пример:

— Ты уж постарайся. — Блондин продолжил свой путь.

Слова автора не содержат ничего, что говорило бы о том, к кому шло обращение, с какой интонацией и какими эмоциями. Это просто два разных предложения, никак не поясняющие друг друга.

• Вопросительный знак и строчная буква.

Понятное дело, что все персонажи не могут просто говорить друг другу сухие факты. Они обязательно интересуются какими-то вещами и задают вопросы. Даже для того, чтобы узнать погоду или дорогу, не говоря уже о каких-то более сложных ситуациях. С вопросительными предложениями всё обстоит достаточно просто: слова автора после них всегда пишутся с маленькой буквы. Исключением являются только имена собственные, которые всегда пишутся с большой буквы.

Примеры:

— Точно? — пристально смотрящие голубые глаза, казалось, видели его насквозь.

— И что вы натворили на этот раз? — Илларион уже не удивлялся выходкам близнецов.

Опять же приведены два случая: стандартное вопросительное предложение со словами автора и вопросительное предложение, после которого слова автора начинаются с имени персонажа.

• Восклицательный знак и строчная буква.

Также иногда персонажи могут говорить на повышенных тонах. Например, они счастливы, сердятся или кричат. Соответственно, чтобы показать их эмоции, запятой или вопросительным знаком тут делу не поможешь. Нужны восклицания. С ними ситуация аналогичная: слова автора опять идут с маленькой буквы, если не стоит имя собственное.

Примеры:

— Дурак! — вне себя от ярости прокричала она, стремясь зонтом избить надоевшего за много лет парня.

— Вот повезло! — Серафим буквально светился от счастья.

Думаю, в комментарии нет особой нужды, так как примеры достаточно ясно всё показывают.

• Многоточие и строчная буква.

Также среди остальных знаков реже, но всё же встречается многоточие. Оно свидетельствует о неуверенности персонажа или незаконченности мыслей, или когда говорящего перебивают. Но и с этим знаком всё обстоит просто: после многоточия слова автора пишутся с маленькой буквы, если не начинаются с имени собственного.

Примеры:

— Вот это вы влипли… — как-то отстранённо ответил он.

— Не везёт… — Тристан с грустью потирал щёку, провожая взглядом уходящую подругу детства.

Приведённые примеры опять же всё прекрасно поясняют, что в комментариях автора не остаётся никакой нужды.

Следующая часть будет также посвящена разбору диалогов, но в них будут рассматриваться ситуации, в которых слова автора располагаются внутри прямой речи, что порой вызывает ещё большие затруднения.

Оформление диалогов. Часть 2
Если в предыдущей части всё не так сложно и думать надо только над тем, какой знак поставить и с какой буквы начать писать, то здесь обстоят дела намного интересней. Слова автора, стоящие внутри прямой речи — головная боль многих. Тут уже нужно думать над тем, с какой буквы начать писать вторую часть речи персонажа, да и снова могут возникнуть вопросы по поводу знаков препинания перед словами автора. Разберём подробно каждый случай.

• Слова автора, расположенные внутри одного предложения персонажа. Первый случай.

Самый первый случай, который я хотел бы рассмотреть, — персонаж не закончил и одного своего предложения, а автор уже оставляет свой комментарий к его словам. В данном случае получается, что перед словами автора будет ставиться запятая и текст после неё, естественно, пишется с маленькой буквы. Но, так как персонаж не закончил предложение, в конце слов автора снова ставится запятая, и речь продолжается с маленькой буквы. То есть, чтобы было проще понять: убрав авторский комментарий, мы получим обыкновенное предложение, возможно, простое. Как и ранее, исключение составят только имена собственные.

Примеры:

— Знаешь, — он тяжело вздохнул, прикрывая глаза, — меня так достали все эти выходки Лины...

— И звать его, — Тристан перевёл взгляд на их лидера, — Илларион.

В данном случае вполне хватило и двух примеров: повезло, что нашлось предложение, в котором сразу и слова автора, и продолжение речи начинаются с большой буквы. И хотел бы как раз пояснить, что, убирая авторские комментарии в обоих случаях, мы получаем одно предложение, которое, по сути, никак не делится на два. А если поделить, то выйдет откровенный бред.

• Слова автора, расположенные внутри одного предложения персонажа. Второй случай.

Не всегда при написании можно поставить запятую после первой части, иногда так и тянет влепить многоточие. А может, этого просто требует текст, и, следовательно, опять возникает вопрос о постановке знаков. Могу только сказать, что данный случай почти не отличается от предыдущего, только на месте первой запятой будет стоять многоточие. Остальные знаки и строчные буквы не меняются. С именами собственными та же ситуация.

Примеры:

— Я понимаю тебя, но всё же… — большая яркая бабочка опустилась ему на палец, заставив на секунду замолкнуть, — постарайся следовать принятым правилам.

— Ну… — Илларион перевёл безразличный взгляд на провинившуюся парочку, — а мне что делать прикажете?

— Тогда… — он хитро улыбнулся, — Вирджин и пояснит всё.

В приведённых выше примерах рассматриваются все три случая возможного написания. Хотя, думаю, комментарии здесь не требуются.

• Повествование. Слова автора между двумя предложениями.

Теперь, когда разобраны два самых, на мой взгляд, затруднительных случая, пойдём по стандартной схеме. Как обычно, начну с простых повествовательных предложений. С ними дела обстоят так же, как и в случае, где после слов автора персонаж ничего больше не высказывал. То есть, говоря проще, перед комментарием автора ставится запятая, и текст продолжает писаться с маленькой буквы. В конце слов автора ставится точка, и дальше текст пойдёт с большой буквы. В виде исключений снова выступают имена собственные.

Примеры:

— Я не Бог и не судья, я только исполняю их волю и остаюсь верен своей клятве, — пояснил Илларион, глядя на удивлённую девочку. — Так что не держи зла, Лин.

— Не моё дело, — Селевк был спокоен и безразличен, впрочем, как и всегда. — И не надо дуть губы на каждый мой отказ.

Ну, тут всё просто, только добавилось ещё одно предложение после слов автора. Ничего очень сложного не появилось.

• Вопрос. Слова автора между двумя предложениями.

Случай почти не отличается от вопросов, рассматриваемых в первой части. Снова появляется дополнительное предложение после слов автора, которое, кстати, может и не являться вопросом. Сейчас всё внимание стоит сконцентрировать на первой части, идущей до авторского комментария. Именно она заканчивается вопросом. Слова автора пишутся с маленькой буквы, в конце ставится точка, а новое предложение пишется с большой буквы. Имена собственные снова исключаются из общих правил.

Примеры:

— Ил, не хочешь их коллекционировать? — поинтересовался Серафим, продолжая смотреть на поблёскивающее кольцо в руках друга. — А потом можно ведь и продать.

— А тогда ты о чём думала? — Тристан недовольно глянул на шатенку, которую нисколько не мучила совесть. — Думаешь, я снова так легко тебе поверю?

Как видите, ничего сложного здесь нет. Рассмотрены случаи, когда второе предложение и вопросительное и повествовательное. Да и комментировать, по сути, нечего.

• Восклицание. Слова автора между двумя предложениями.

И в этом случае повторяется проговоренная несколько раз ситуация. После восклицательного знака слова автора пишутся с маленькой буквы. В конце ставится точка, а новое предложение будет писаться с большой буквы. Имена собственные — исключение.

Примеры:

— Ил! — не прекращали кричать близнецы, теребя парня за рукав. — Мы не виноваты!

— Отпусти, говорю тебе! — Лина не оставляла попыток не только вырваться, но и оглушить блондина своим звонким голосом. — Отпусти!

Опять же на примерах всё вполне ярко показано, что дополнительных комментариев не требуется.

• Многоточие. Слова автора между двумя предложениями.

Ну и последний пока не рассмотренный знак препинания — многоточие. В одном из ранее разобранных случаев было ясно видно, что знак этот не так прост. То ли после него речь будет с большой буквы, то ли с маленькой. У многих часто возникает путаница в этих случаях, да и мне порой приходится как следует подумать, чтобы не допустить ошибку. Ранее рассматривалось многоточие как знак, свидетельствующий о незаконченности предложения с имеющимся продолжением после слов автора. Сейчас же поговорим о том, когда предложение всё же закончено или не имеет логического завершения, или у говорящего произошла в голове быстрая смена мыслей, что напрямую отразилось в его речи. В этом случае после многоточия слова автора по-прежнему пишутся с маленькой буквы, в конце ставится точка, а речь будет писаться с большой буквы. Имена собственные — исключение.

Примеры:

— Эх… — тяжело вздохнул юноша, подпирая голову рукой. — И что мне с вами делать?

— Ты достал… — Мэрикейт смотрела полным ненависти взглядом на парня. — Продолжишь и дальше приставать — убью.

Думаю, что примеры снова всё хорошо пояснили и подтвердили теорию, написанную перед ними. Мне, в общем-то, больше и комментировать нечего.

• Двоеточие. Знак после слов автора.

Однако слова автора, прерывающие прямую речь, которые кажутся на первый взгляд практически аналогичными тем, которые не прерывают, имеют и ещё свои подводные камни. Если на протяжении всей этой части я рассматривал только те случаи, когда после слов автора ставится точка или запятая, следует упомянуть и двоеточие. Знак, однако, вызывает не меньшие затруднения, чем точка из предыдущей части. Так почему же ставится двоеточие? Ответ достаточно простой. Если последнее предложение слов автора комментирует или поясняет ту часть речи персонажа, которая идёт после них, ставится двоеточие, а предложение пишется с большой.

Пример:

— А я же тебе говорила, что он связан с Советом! — не унималась Каролина, укоризненно смотря на опечаленного парня. Такой его вид просто не мог не вызывать жалости, отчего у девочки возникло желание успокоить друга: — Ну… ты, Ил, не расстраивайся так...

Пример хоть и большой, но содержит необходимый знак препинания. Думаю, что повторных разъяснений здесь не требуется.

Теперь, пожалуй, с чистой совестью я могу сказать, что прямая речь и диалоги полностью разобраны. Следующие на очереди мысли.

Оформление мыслей
По своей структуре мысли очень сильно схожи с диалогами. Но это и понятно, ведь в данном случае происходит тот же разговор, но он не озвучивается присутствующим. Например, это может быть телепатический разговор, простые мысли, беседа со своим внутренним «Я» у сумасшедших людей... В общем, примеров можно привести много, но не в этом суть. Главное — мысль не может услышать каждый, как обыкновенную речь. Все неозвученные фразы персонажа оформляются так же, как и в обычной речи, но разница только в том, что отсутствует тире в самом начале и слова заключаются в кавычки. Но и тут есть свои тонкости, потому что в кавычках пишется не всё. Эти случаи я сейчас попробую подробно разъяснить.

1. Слова автора после мыслей. Постановка кавычек.

В этом случае всё достаточно просто относительно знаков препинания: они ставятся так же, как и при оформлении диалогов, слова автора всегда пишутся с маленькой буквы. Однако есть одно «но». При оформлении мыслей со словами автора после них никогда не ставится точка. Да, она была в диалогах, но в мыслях её быть не может. Совсем не может. Ещё одна особенность постановки кавычек: слова автора, стоящие после мысли персонажа, не включаются в кавычки.

Пример:

«Она…» — без особого удовольствия девушка всё же удостоила вниманием ребёнка.

Пример хорошо отражает все нюансы, оговоренные ранее: первое тире отсутствует, слова автора пишутся за пределами кавычек. Но также хотел обратить внимание ещё на несколько вещей. Открывающаяся кавычка пишется слитно с первым словом, то есть в отличие от прямой речи здесь не ставится пробел. Тире, стоящее после прямой речи, пишется после закрывающей кавычки и отделяется от неё пробелом. В остальном никаких изменений не произошло.

Но особенность мыслей ещё в том, что не все знаки ставятся внутри кавычек, поэтому сейчас об этих случаях поясню всё подробно.

• Знак препинания внутри кавычек.

Тут особо много не буду рассказывать, только перечислю все знаки, стоящие внутри кавычек. К таким относятся многоточие, вопросительный и восклицательный знаки. Они всегда пишутся внутри кавычек!

Примеры:

«Она…» — без особого удовольствия девушка всё же удостоила вниманием ребёнка.

«Опять влипли?» — Серафим удивлённо смотрел на парочку, по виду которой можно было сказать, что ничего хорошего не произошло.

«Вот дурак!» — недовольно цокнула языком блондинка, наблюдая за товарищем.

В примерах рассмотрены все три знака препинания. Даже один вариант с именем собственным, которое не раз уже мусолилось при оформлении прямой речи. В общем, всё, написанное ранее, вполне ясно закреплено в примерах. Не думаю, что ещё нужны какие-либо разъяснения.

• Знак препинания за пределами кавычек.

Пусть один незначительный случай, но здесь имеется. И его обязательно нужно рассмотреть, но прежде хотелось бы ещё раз упомянуть, что при оформлении мыслей точка не ставится. А, как следствие из предыдущего предложения, ставится запятая, но именно её постановка требует отдельного внимания. Запятая — единственный знак, стоящий после закрывающей кавычки. Никогда она не может писаться внутри них.

Пример:

«Похоже, это оно», — внимательно рассмотрев кольцо, заключил Илларион.

Тут хотелось бы обратить внимание на то, что запятая пишется, не отделяясь пробелом от закрывающей кавычки. Перед тире пробел ставится, а дальше всё оформляется так же, как и с прямой речью.

2. Мысли без слов автора. Постановка кавычек.

Редко, но бывают случаи, когда мысли персонажа никак не комментируются. В этом случае знаки в конце предложений пишутся внутри кавычек, но из этого правила есть одно маленькое исключение. Если нет слов автора, а предложение повествовательное, без каких-либо посторонних интонаций, то запятую в конце уже не поставишь. Следовательно, нужна точка. Этот знак препинания ставится только после закрывающей кавычки и только в том случае, если слова автора отсутствуют.

Пример:

«Мировой судья решит этот спор, будь уверен».

Здесь хочу обратить внимание на отсутствие тире. Точка, как и запятая, пишется слитно с закрывающей кавычкой, не отделяясь пробелом.

3. Слова автора внутри и после мыслей. Постановка кавычек.

Пожалуй, это последний нерассмотренный случай. Основывается он на тех же правилах, что и все другие, но сложность только в том, что не всегда понятно, когда слова автора пишутся внутри кавычек, а когда за их пределами. Чего мне только не встречалось за время работы бетой, а правильное написание — очень редко. Пора уже пролить свет на эту тайну, покрытую мраком.

• Слова автора внутри мыслей персонажа.

Слов автора, как известно, может быть неограниченное количество, но, нравится людям это или нет, они обязаны чередоваться со словами персонажа. Но в данном случае с мыслями. А это значит, что в конце окажутся либо слова автора, либо мысль персонажа. Однако сейчас рассмотрим случай, когда последней располагается мысль. В данной ситуации и авторский комментарий будет расположен внутри кавычек. Очень часто мне встречалось написание, когда слова автора отделяли кавычками с двух сторон, а внутри второй части ещё и тире ставили, но это категорически неправильно! Такого написания просто не может быть: оно запрещено правилами! Проще говоря, всё будет писаться внутри кавычек, знак в том числе, если это не точка.

Примеры:

«Если нас поймают, то Скорпиончики так легко не отделаются… — парень закусил губу, задумываясь. — А если мы с Фимом и Линой попробуем их защитить, то и сами окажемся в большой опасности...»

«Младший брат? — чуть удивилась шатенка, прикрывая лицо веером, над которым зловеще поблёскивали два изумрудно-зелёных глаза. — Очень интересно».

Думаю, тут вполне ясно всё показано, и мои комментарии не требуются.

• Слова автора внутри и после мыслей персонажа.

Все ведь помнят о чередовании мыслей и авторских комментариев? Так вот, теперь настало время рассмотреть более сложную цепочку: мысли-слова-мысли-слова. На первый взгляд всё выглядит очень трудно, но на самом деле очень просто. Вся эта цепочка заключается в кавычки, кроме последних слов автора. Проще говоря, здесь такая же ситуация, как и в пункте с авторским комментарием после мыслей, но до этого имеется ещё некоторое количество мыслей, разорванных словами автора.

Пример:

«Который раз… — вздохнул парень, — они попадают в неприятности, а отвечать за всё мне», — голубые глаза сурово смотрели на близнецов.

Удачный нашёл пример, заковыристый такой. В общем, тут вам и подтверждение теории про чередование слов автора и мыслей, и запятая после закрывающей кавычки, и авторский комментарий, разрывающий одно целое предложение. Полный набор правил...

Что ж, надеюсь, вся теория подана грамотно и предельно просто, а примеры подтверждают всё, что я хотел донести. Надеюсь, что каждый прочитавший примет их к сведению и не будет больше допускать разных глупых ошибок, связанных с оформлением. Да и мне жить проще: не придётся каждому автору, попросившему проверить текст, писать одно и то же. Оно уже написано.

В завершение статьи могу только пожелать всем творческих успехов и понадеяться, что этот материал вам пригодится.

Дополнение. По вопросам читателей
Позвольте поприветствовать всех ещё раз.

Так уж вышло, что тема оформления прямой речи и мыслей — штука сложная. Даже автор статьи не сразу уловил все её нюансы, что послужило основной причиной появления статьи-дополнения. Как оказалось, и в этот раз собрать абсолютно все сведения не вышло. Периодически в комментариях мелькают разные довольно интересные вопросы. Часто они повторяются, так как не каждый располагает временем и желанием выискивать ответы среди прочей информации. Мне же в своих ответах приходится повторять одно и то же, что, в общем-то, надоедает. Дабы облегчить всем задачу, спустя немалое количество времени я решил добавить к статье ещё одну часть с ответами на возникающие вопросы немалой важности.

Итак, поехали.

1. Откуда взялось правило про точку и большую букву? Уж не проделки ли это безграмотных редакторов?

Нет, уважаемые, грамотность редакторов к этому непричастна. Долгое время моим главным источником ответа служили слова учительницы русского языка, которая сказала, что это правило не так широко известно и явно не входит в школьную программу, но всё же существует. Понимаю, что такого ответа недостаточно, поэтому привожу цитату из Розенталя:

«Если авторские слова, стоящие после прямой речи, представляют собой отдельное предложение, то они начинаются с прописной буквы. Например:

— Скорей, загорелась изба-читальня! — И он побежал по домам будить людей».

(Справочник по орфографии и пунктуации, 1996. Параграф 49, прим. 2)

2. Обязательно ли заморачиваться с точкой? Нельзя ли вместо неё использовать запятую?

Конечно, можно. Поставив запятую и продолжив писать с маленькой буквы, вы никогда не ошибётесь. Точки и большие буквы — уже на усмотрение автора.

3. Если идёт воспоминание о диалоге, можно ли взять его в кавычки, оформив по правилам диалога?

Единого правила на этот счёт нет, поэтому каждый оформляет на свой вкус. Кто-то отделяет эту часть текста звёздочками, подписывая как «флэшбек», кто-то выделяет курсивом. Вариант с кавычками тоже допустим.

4. Если внутри кавычек расположено много предложений и последнее оканчивается точкой, то где её писать? Внутри или за пределами кавычек?

Сколько бы фраз вы ни поставили внутри кавычек, последняя точка в любом случае будет писаться за их пределами.

5. Что делать, если прямая речь оформлена при помощи кавычек, и как ставить знаки препинания?

Такой вариант оформления прямой речи встречается довольно редко. Он рассмотрен в дополнении, ссылка на которое имеется в шапке в графе «Примечания автора». Не поленитесь заглянуть. Но, в целом, могу сказать, что от оформления мыслей этот вариант особо не отличается.

6. Автор, во второй части статьи вы упустили ещё один случай с двоеточием при прямой речи!

Есть такой грех, каюсь, посему дополняю:

Если в авторских словах внутри прямой речи имеются два глагола со значением высказывания, из которых один относится к первой части прямой речи, а другой — ко второй, то после слов автора ставятся двоеточие и тире, причём первое слово второй части начинается с большой буквы. Пример:

— Я тебя не спрашиваю, — строго сказал офицер и снова спросил: — Старуха, отвечай!

(Максим Горький)

7. Всегда ли мысли персонажа должны обособляться кавычками, ведь некоторые издательства оформляют книги по-другому? Неужели они тоже нарушают правила?

Не думаю, что среди людей с профессиональным образованием есть злостные нарушители. Доводилось мне встречать книги, в которых мысли выделяли другим способом, например, курсивом. Или же их преподносили как несобственно-прямую речь. Одно я могу сказать вам точно: сколько в нашем Великом и Могучем языке правил, столько же и исключений. Многое может зависеть от конкретной ситуации. К примеру, при написании от первого лица грань между мыслями и обыкновенным повествованием бывает настолько размыта, что кавычки вставлять посреди текста бывает абсолютно неуместно. И, поверьте, существует ещё множество похожих странных случаев. Надеюсь, я не слишком запутал вас своим ответом.

8. Что делать, если одно предложение несколько раз прерывается словами автора?

Для начала убедитесь, что это именно одно предложение, а не два разных. Если оказалось, что это разные предложения, то в статье разобраны все знаки препинания. Если же вам действительно попался такой случай, что прямую речь как минимум два раза разрывают слова автора, то тут всё довольно легко: на месте разрывов ставится запятая с тире, а все слова, кроме имён собственных, пишутся с маленькой буквы. Пример:

— Смотри, — юноша указал в небо, — там Большая медведица, а там, — его палец переместился к другой группе звёзд, — находится Малая медведица.

Хотя я не исключаю возможности, что в прямой речи в данном случае, например, после «смотри» может стоять многоточие вместо запятой, которое никак не повлияет на дальнейшее написание. Однако подобные предложения вполне можно разбивать на несколько частей без потери смысла, чтобы при расстановке знаков препинания никому не ломать мозг.

9. Если герой пишет кому-то письмо, то должно ли оно быть по центру и выделено другим шрифтом? И надо ли его брать в кавычки?

Это опять зависит от желания автора, так как мне встречались в книгах самые разные варианты оформления писем.

10. Как оформлять телепатический разговор?

Давайте разберёмся. Телепатия — по сути своей те же мысли, только распространяющиеся за пределы одной головы. Следственно, оформляется это тоже как мысли.

11. Сказано, что точка всегда пишется после кавычек, а что делать, если стоящая внутри них фраза заканчивается на «и т. д.», «etc.» и тому подобные вещи? И вообще, сколько в этом случае ставить точек?

Как бы странно ни выглядело, но точки в данном случае будет стоять две. Одна — внутри кавычек, вторая — за их пределами. Почему? Как оказалось, всё очень просто. Точка, что пишется внутри кавычек, относится к сокращению, а вторая уже обозначает непосредственно конец предложения и, как полагается правилами, стоит за кавычками. То же относится к восклицательным и вопросительным знакам.

И на этом вроде пока заканчиваются все неясности.

Не нашли ответа на свой вопрос? Посмотрите дополнение, ссылка на которое указана в шапке в графе «Примечания автора». Более чем на девяносто процентов уверен, что там имеется нужная информация. Пожалуйста, не ленитесь. Автор устаёт отвечать на однотипные и порой глупые вопросы.

В завершение написанного хочу поблагодарить задававших вопросы и приводивших правила, ориентируясь на которые, мне удалось создать это маленькое дополнение.

@темы: "помощь"

Фикрайтеры

главная